Санкт-Петербург,
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00
+7 812 703-82-10
единый номер
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00,
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00

Фрикебана

17 апреля 2018 2463

Главный редактор The Cut, онлайн-приложения о моде и стиле журнала New York Magazine, Стелла Багби, как-то обратила внимание на сладкий картофель, скромно расположившийся на столе между открытой бутылкой вина и стильной керамикой, в который были вставлены три короткие веточки зелени. “Это была причудливая форма - «цветочная композиция» глазами инопланетного фермера или ребенка-гнома,” - подумала она. Стол этот принадлежал Лейле Гоа, художнику-повару на чьи работы стоит обратить внимание, так как подразумевается не то, что она успешно совмещает два ремесла, нет: она превращает ужины, презентации и открытия таких, компаний, как: Comme des Garçons, Tiffany & Co., Shiseido, Nike, LVMH и т.д., в “уникальный опыт приема пищи, используя еду и как художественного посредника, и как инструмент для общения”.

 

  

  Открытие проекта «Human Nature» в нью-йоркской галерее дизайна Chamber

Пару дней спустя, скролля ленту инстаграма, Стелла наткнулась на фото мексиканского дизайнера Карлы Вальдивии, на котором был бородавчатый золотой сквош (овощ семейства тыквенных, что-то среднее между кабачком и тыквой) “украшенный” паукообразными хризантемами, сантини и кислотно-зеленым антуриумом, сфотографированный на фоне небесно-голубого фона.

Фото из инстаграма Карлы Вальдивии

Это напомнило ей более причудливую версию работ нью-йоркского флориста Марисы Компетеллло, которая гениально “перевела” цветы в фэшн для парижского Vogue.

Когда Стелла спросила коллегу, заметила ли она, как что-то странное происходит с цветочными композициями в последнее время, та прислала ей фото из первого выпуска журнала “Broccoli”. На нём была изящная, несимметричная композиция из листьев и бутонов, почти образцовая икебана, с одним но: она была сделана из марихуаны.

разворот журнала Broccoli

Создала композицию Эми Меррик - флорист, писатель, фото-стилист из Нью-Йорка, автор узнаваемых “цветочных рожков” для журнала Kinfolk. Она работала с его бывшим креативным директором и нынешним главным редактором журнала “Broccoli”, Аней Чарбонэ.

Как заметила Эми, которая работала с Ralph Lauren, Nylon, CNN и многими др., этот проект был уникальным вызовом: марихуана увяла сразу, как только была срезана, нужно было несколько часов прежде, чем она “отпилась” в прохладной воде, зато потом стояла несколько недель!

Тем не менее, она говорит: «Возможность использовать ранее нелегальный материал* для создания цветочной композиции была слишком хороша, чтобы ее упустить. Неизведанная территория - редкая и прекрасная вещь в мире творчества».

Так, короткая дорожка и незаурядный маршрут привели Стеллу к тому, что она увлеклась фрикебаной (сочетание слов “freak” и “ikebana”). Фрикебаной Стелла называет “чокнутую кузину икебаны, искусство составления композиции из черт-возьми-чего. Она кивает в сторону традиционного японского искусства, но отказывается от многолетнего обучения в пользу наивного натурализма новой волны. Во фрикебане компоненты скорее собраны в гастрономе на углу, а не традиционном японском саду. Хорошая фрикебана смешивает редкие и эксцентричные элементы для создания максимального эффекта неожиданности. Скажем, розовые гвоздики, кубики желе, воздушные растения** и кристаллы соли Мальдона***”.

Стелла создала и ведет в инстаграме страничку @freakebana. Здесь вы можете увидеть непосредственно ее работы и других талантливых последователей икебаны Согэцу.

Икебана Согэцу - авангардная школа икебаны, основанная в 1927 году художником и скульптуром Софу Тэсигахара, которого иногда называют “Пикассо цветов”.

Софу Тэсигахара

Софу Тэсигахара

Изучение икебаны Софу начал с семи лет под руководством отца Вафу Тэсигахара, известного преподавателя школы икебаны Икэнобо (считается первой школой развития икебаны). Философией школы Согэцу является понимание природы с точки зрения продолжения бесконечности Вселенной. Классическая икебана следует строгим правилам при выборе используемых сосудов, растений, положения цветов в композиции.

Софу Тэсигахара за работой

Школа Согэцу не только расширила список используемых цветов и растений (“иностранные” розы, тюльпаны, сирень и многие другие), но и начала применять в композициях камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала, сочетая их с различными природными материалами. Неудивительно, что собственный отец с другими мастерами икебаны протестовали против “авангардизма” Софу. Но Софу уверенно следовал своим взглядам и убеждениям, и в 26 лет он провел свою первую выставку, тепло встреченную аудиторией, а после ему предложили вести радиопрограмму, в которой он обучал желающих икебане.

Софу Тэсигахара на занятиях с членами московского клуба «Икэбана» в ГБС АН СССР

 Софу Тэсигахара на занятиях с членами московского клуба «Икэбана» в ГБС АН СССР

Композициями Согэцу можно украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, в парках, в метро. Основным принципом творчества школы Согэцу является убеждение, что искусство икебаны должно находиться в постоянном развитии, не останавливаться на ранее установленных формах, быть привязанным к современному образу жизни, при этом соблюдать творческую добросовестность. 

Работы Софу Тэсигахара

Семья Софу - кладезь талантов: сын Софу, Хироси Тэсигахара возглавил школу отца после его смерти, и прославился как кинорежиссер, его фильм “Женщина в песках” был удостоен специального приза жюри на каннском кинофестивале и номинирован на “Оскар”.

Хироси Тэсигахара

Хироси Тэсигахара

Он снял два документальных фильма, посвященных его отцу и делу его жизни: “Икебана” и “Жизнь”. Помимо этого он занимался искусством скульптуры, гончарным делом, каллиграфией, музыкальном театром и искусством разбивки садов.

Кадр из фильма “Женщина в песках”, 1964

Кадр из фильма “Женщина в песках”, 1964

Важным вкладом Хироси в современную культуру икебаны стало изобретение нового жанра, именуемого рэнка. По аналогии со средневековой японской поэзией «нанизанных строф» (рэнку) цветочные композиции рэнка создаются коллективно. Каждый мастер добавляет в инсталляцию что-то своё.

Сегодня школу Согэцу возглавляет его вторая дочь Аканэ Тэсигахара.

  

 Работы Аканэ Тэсигахара

Когда и как икебана завладела умами и руками флористов? Это не значит, что соблюдаются все правила и принципы создания классической икебаны и даже фрикебаны, но их влияние на сегодняшнюю флористику отметит и не профессиональный взгляд.

Работы Бриттани Эш, Композиция Ману Торрес, Композиция Софии Мурино Бандж

Возможно, интерес к икебане - это следствие увлечения “игрой с остатками”, так флористы называют профессиональную забаву, своеобразную медитацию с цветами. Флористы создают композиции для себя, экспериментируют с “остатками”, цветами, которые остались после выполнения заказа или слишком раскрылись для продажи. В поисках вдохновения, имея под рукой ограниченный материал, начинаешь “довольствоваться малым”, экспериментируешь с формой, составом композиции, появляется желание показать красоту каждого отдельно взятого цветка или другого природного материала.

Studio Mondine, Композиция Фелисы Фунес

Грибы в композициях - возможно, это робкие шажки или “кивки” в сторону фрикебаны, а возможно пресыщенность от загруженности деталями и изобилия цветов, количество сортов и оттенков которых множится день ото дня. От композиций, изобилующих самыми разными и прекрасными цветами, словно на голландских натюрмортах, захватывает дух: их красота бесспорна. Икебана же учит довольствоваться малым, сознательному ограничению. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Её чудная кузина, фрикебана, и вовсе учит замечать и создавать красоту из чего-бы-то-ни-было и как-тебе-вздумается.

* 1 июля 2015 года Штат Орегон легализовал употребление марихуаны в профилактических целях.
**Растения, которые не нужно сажать в землю, так как в природе они прикрепляются к другим растениям.
***Maldon — очень известная соль вида fleur de sel, добываемая в районе Maldon в графстве Эссекс на юго-востоке Англии с конца XIX века.

 

Букеты