Цветы занимают огромную часть нашей жизни и объединяют самых разных людей: мы дарим их друг другу, разводим на подоконнике, ботаники изучают цветы в самых мельчайших деталях, а художники изображают на портретах и натюрмортах. Еще один из жанров, где встречаются цветы, ботаническая иллюстрация, впервые появившаяся еще в средневековых трактатах. Находясь на стыке искусства и науки, она рассказывает не только о том, как менялись научные представления о цветах, но и о том, как иллюстраторы добивались точности разными художественными средствами.
Настоящий расцвет ботанической иллюстрации случился в XVII XVIII веках с появлением новых научных концепций и представлений о мире природы. Одной из самых известных иллюстраторов этой эпохи была Мария Сибилла Мериан (1647 1717). Дочь художника, она все детство училась живописи и графике, а во взрослом возрасте поняла, что испытывает интерес к миру природы. Мериан много лет систематически изучала растения и насекомых и даже провела несколько лет в Южной Америке, зарисовывая новые виды насекомых. Ботаническая и энтомологическая иллюстрация стали делом ее жизни и возможностью заработка они хорошо продавались. Отличительной чертой рисунков Мериан стало то, что она изображала не только сами цветы, но вместе с ними и насекомых таким образом создавая ощущение живой природы, а не гербария. Однако изображая и просто цветы от садовых гвоздик до полевого репейника, Мериан делает это с такой тщательностью и любовью, что на них нельзя не засмотреться.
Еще больше об искусстве и культуре разных эпох читайте в неофициальном
телеграм-канале Школы искусств Европейского университета Школа искусств шумит! Иллюстрации: Maria Sibylla Merian. Neue Blumenbuch, Tulipe (1675); Europ ische Insekten und Blumen, XLII (1699); Metamorphosis insectorum Surinamensium, XLVIII (1705).