СПб, Московский пр. 111 Время работы 10.00 - 22.00
СПб, Чайковского 10 Время работы 10.00 - 20.00
Позвонить нам
+7 812 703-82-10 +7 904 552-72-22
Избранное
Зоны доставки
Для определения стоимости доставки посмотрите карту
Зона доставки 1 (350 руб.) Зона доставки 2 (450 руб.) Зона доставки 3 (550 руб.) Зона доставки 4 (650 руб.) Зона доставки 5 (750 руб.) Зона доставки 6 (850 руб.)
Согласно записям хрониста Теодора Велиуса летом 1633 года один из жителей нидерладского города Хорн обменял свой каменный дом на 3 луковицы тюльпана. Есть ли этому разумное объяснение? Есть, Тюльпаномания . Разумное ли оно? Не нам, влюбленным в цветы, судить, но мы постараемся рассказать об этом явлении объективно и беспристрастно, насколько хватит профессиональной сдержанности у вдохновленных цветочниц.
Самое древнее упоминание о Тюльпане встречается в староперсидских баснях ХI века. Впервые начали возделывать тюльпаны в Персии. Из Персии тюльпан попал в Турцию, где его очень полюбили султаны. Считается, что цветок был завезен в Европу из Константинополя в 1550-х годах австрийским послом в Турции. Большая партия луковиц была отправлена в Венский сад лекарственных растений, которым руководил фламандский ботаник Карл Клузиус. Он активно занялся селекцией цветка, получившего название в честь восточного головного убора тюрбан (от турецкого tulbend).
Английский писатель и историк Майк Дэш и Энн Голдгар, профессор ранней современной истории Королевского колледжа Лондона, посвятили этому культурному и экономическому феномену целые книги: Тюльпаномания и Тюльпаномания: деньги, честь и знания в Золотой век Голландии соответственно.
Тюльпаны простых, распространённых сортов были относительно недороги: две сотни луковиц, отправленные в подарок турецкому султану в 1612 году, оценивались всего в 57 гульденов. Катализатором тюльпаномании стали Тюльпаны Рембрандта (Rembrandt Group) - цветы пестрой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. В XVII веке такая окраска возникала в связи с поражением луковиц вирусом пестролепестности. Больные цветы были самыми красивыми и дорогими. Именно их изображали на картинах художники, и картины стоили дешевле, чем луковицы этих тюльпанов.
Благодаря тому, что эти тюльпаны становились популярным мотивом в голландской живописи, позднее они были объединены в класс, названный именем самого известного местного художника Рембрандта.
Самым же известным пестролепестным сортом, олицетворением тюльпаномании, стал красно-белый 'Semper Augustus' (Август навсегда): в 1624 году за одну его луковицу предлагали 3000 гульденов, на эти деньги можно было купить: 8 упитанных поросят, 4 вола, 12 откормленных овец, 24 тонны пшеницы, 48 тонн ржи, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 тонны масла, 500 килограммов сыра, кровать с матрасом и постельным бельем, костюм, серебряную кружку и еще корабль, который смог бы увезти все это.
Однако вирус, породивший необычный сортовой признак, привел в итоге к вырождению поврежденных тюльпанов. Из всех пестролепестных сортов до наших дней дожил лишь Zommerschoon .
Его луковица - один из древнейших сортов частной коллекции реликтовых луковичных декоративных культур Hōrtus Bulbōrum (лат. луковичный сад или сад луковичных ), расположенной на южной окраине нидерландского городка Лиммен. В саду площадью всего полтора гектара, основанном в 1928 году, культивируется около четырёх тысяч сортов и форм луковичных растений селекции XVI XIX веков.
Пестролепестность культивируемых в XXI веке сортов обусловлена не вирусом, а искусственно вызванными мутациями.
Но, как и обещали, отвлечемся от темы красоты и уникальности тюльпанов Рембрандта и поговорим о спекуляциях и тюльпановом безумии.
Страсть к коллекционированию редких сортов была скорее дорогим увлечением узкого круга людей состоятельных, рассматривавших редкие сорта тюльпанов как произведения искусства. После того как в 1634 году садовники-селекционеры выпустили на рынок особенно много новинок, цены на прежних фаворитов рынка снизились, а с ними снизился и порог вхождения в рынок для новых участников. Количество участников торгов быстро росло, и в течение двух лет в тюльпановом бизнесе произошли качественные изменения.
На биржах стали продавать не только живые тюльпановые луковицы, но и ещё не выросшие. Это было связано с тем, что купить молодые луковицы можно только с июля по октябрь, уже укоренившиеся луковицы выкапывать или пересаживать нельзя.
Чтобы обойти наложенные природой ограничения, осенью 1634 года голландские садовники начали торговать луковицами в земле с обязательством передать выкопанные луковицы покупателю в следующее лето.
Также заключались сделки на будущее, где люди обязывались покупать или продавать оговоренное количество тюльпановых луковиц за оговоренную сумму в назначенное время в будущем (если говорить современным языком использование опционов). Именно использование опционов явилось одной из причин образования мыльного пузыря и его спада. Опционы, по-видимому, снизили еще больше порог вхождения новичкам на рынок, который ранее был для них закрыт. В таких сделках продавались не только не выросшие дети уже посаженных луковиц, но и луковицы которые ещё только предстояло посадить будущей осенью. Сделки эти называли торговлей ветром (англ. wind handel ). Словом, кипела настоящая биржевая жизнь, в которой спекулировали не акциями, а тюльпанами. Многие голландцы ведомые тюльпаноманией продавали единственное имущество только для того, чтобы купить пару тюльпановых луковиц и позже продать их подороже.
Тюльпаномания завершилась в первую неделю февраля 1637 года, когда рынки по купле продажи-луковиц всех городов Голландии обвалились окончательно и бесповоротно.
Этому предшествовало известие о битве при Виттштоке: военные действия в Тюрингии и западногерманских княжествах возобновлялись, а значит, голландцы теряли доходный рынок сбыта. Более того, рынок пополнился редкими сортами, от которых спешили избавиться немецкие аристократы.
Таким образом цены на реальные луковицы резко снизились, но началась спекулятивная игра, в которой начинающие спекулянты перепродавали друг другу контракты и рассчитывали получить прибыль от роста цен, а цветоводы и богатые любители, владеющие реальными луковицами и знающие их реальную цену, рассчитывали заработать, если не на продаже луковиц, то на отступных с незадачливых покупателей.
Только в Голландии, по оценке Майка Дэша, в торгах участвовали не менее трёх тысяч человек, а во всех Соединённых Провинциях не менее пяти тысяч. На рынке сложилась странная и нетерпимая ситуация: сделки с реальными, растущими в земле, луковицами, проводились по установившимся в начале ноября 1636 года низким ценам, а спекулянты перепродавали друг другу необеспеченные контракты в двадцать раз дороже. В обществе, напуганном эпидемией чумы, воцарилась уверенность в том, что пузырь вот-вот лопнет; количество оптимистичных покупателей пошло на убыль.
И он лопнул, оставив сотни продавцов без выручки.
Колесница Флоры . Аллегорическая картина Гендрика Пота, около 1640 года популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами.
С тех пор термин тюльпаномания прочно закрепился в умах в одном ряду с выражениями финансовый пузырь и спекулятивная игра . Кстати, вы вполне можете попробовать себя в качестве игрока на бирже того времени: существует настольная игра Тюльпаномания , в которой ваша цель - разумно инвестировать, искусственно повышать цены, получить доходы в нужный момент, а затем сбежать из Тюльпаномании с наибольшим количеством денег.
Но, конечно, люди склонны преувеличивать и возводить в миф исключительные вещи и события.
Энн Голдгар, упомянутый выше автор книги о Тюльпаномании, не только изложила последовательность событий, очищенную от позднейших искажений, но и попыталась прояснить место цветоводства в жизни голландцев XVII века, и причины того, что такое явление оставило о себе столь долгую и неверную память. Главный мотив и вывод книги тюльпаномания была острым, неожиданным для современников потрясением этических основ общества. Её крах не нанёс прямого ущерба экономике страны, но навсегда изменил деловой климат Голландии. Тюльпаномания по-прежнему упоминается и как символ экономического кризиса, и как пример заблуждений и безумств толпы , в том числе финансистами высшего ранга. Например, бывший министр финансов и председатель центрального банка Нидерландов Нут Веллинк, выступая с осуждением криптовалют в 2013 году, сказал, что биткоины хуже тюльпаномании. Тогда, по крайней мере, вы получали за свои деньги тюльпаны .
В наше время новые сорта тюльпанов появляются постоянно, стоимость их приемлема и адекватна, но небольшие безумства , точнее тренды , иногда наблюдать можно. Предыдущие два года, когда пастельные цвета и пудровые оттенки царили в мире моды и флористики, цветочниц всего мира захватил чарующий кофейный томно-розовый Belle epoque .
В этом году Институт цвета Pantone объявил ультрафиолетовый цветом года.
Мы с нетерпением ждем появления новых сортов тюльпанов ярких и насыщенных оттенков, за луковицы которых, не жалко отдать целое состояние.