Санкт-Петербург,
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00
+7 812 703-82-10
единый номер
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00,
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00

Летний сад

Летний сад. Вступление

Экскурсия неслучайно начинается в Летнем саду. Летний сад стал самым первым регулярным садом в России и ровесником Санкт-Петербурга. Считается, что сад был основан Петром I в 1704 году, хотя идея создания дворцово-паркового ансамбля относится еще к 1703 году. 

Сад располагается на одноименном острове, образованном четырьмя водными артериями: Невой, Фонтанкой, Мойкой и рукотворной Лебяжьей канавкой. Изначально на этом месте находилась шведская усадьба. Ее владелец, как и многие его соседи, бежали со своих земель при приближении армии Петра в 1703 году. Оставленная усадьба, на территории которой находился сад в голландском стиле, вскоре стала частной резиденцией Петра I. Здесь был устроен Летний дворец царя и возведены различные хозяйственные постройки от мыльни до токарни. На остальной территории острова в петровское время были разбиты аллеи, высажены деревья, цветы и кустарники, устроены фонтаны и установлены скульптуры. 

Летний сад неоднократно менял свой облик: его разрушали наводнения, перестраивали в угоду меняющейся моде, реконструировали, чтобы приблизиться к первоначальному виду. 

Мы расскажем об устройстве сада и его истории, но начать предлагаем еще до входа — со знаменитой Невской ограды.

 

Летний сад. Решетка Летнего сада

Если вы стоите на набережной напротив Летнего сада, то вам открывается прекрасный вид на Невскую ограду. Изначально на месте, где вы сейчас находитесь, не было ни набережной, ни дороги, зато текла река. В левом углу сада, на берегу Фонтанки виднеется Летний дворец Петра I. 

Так вот в 1710-е годы Нева подступала прямиком к Летнему дворцу и балюстраде, отделяющей сад от реки. Уже в середине XVIII века стало совершенно ясно, что мечтам Петра о Северной Венеции с главными магистралями в виде рек и каналов не суждено сбыться. Во-первых, строительство новых каналов обходилось слишком дорого, во-вторых, на той стадии развития Петербурга городу требовались сквозные проезды, а перемещаться пешком и на лошадях было удобнее, чем на лодках. Одну из новых городских магистралей проложили по берегу Невы. Широкую дорогу перед Летним садом устроили в 1760-е годы на отвоеванном у реки насыпном берегу. В это же время Екатерина II решила заковать Неву в гранит и начала многолетний проект по благоустройству набережных. Она решила, что Летнему саду нужна ограда, которая бы препятствовала проникновению незваных гостей, а также придала ему ухоженный вид. 

Дело в том, что к 1760-м годам сторона парка, на которую вы сейчас смотрите, выглядела не слишком респектабельно. Петровской балюстрады уже не осталось — ее демонтировали в 1730-е годы, когда строили деревянный дворец Анны Иоанновны. Шикарный одноэтажный дворец императрицы Анны, вытянутый вдоль берега, был спроектирован так близко к Неве, что гости могли выходить к воде из парадных залов. Несколько лет это барочное здание служило оградой сада со стороны Невы. Но дворец просуществовал всего 16 лет, его разобрали в 1748 году. Тогда северный берег острова остался и без дворца, и без ограды. 

В 1770-м году, чтобы облагородить вид Летнего сада, Екатерина II повелела спроектировать решетку, отделяющую сад от дороги. О том, кто был создателем ограды Летнего сада ученые спорят до сих пор и приписывают финальный проект то Юрию Матвеевичу Фельтену, то Петру Егоровичу Егорову, то Ивану Борисовичу Фоку. Мы не будем заострять внимание на сложном вопросе авторства, скажем лишь, что все вышеперечисленные архитекторы принимали участие в работе над оградой, строительство которой заняло целых 16 лет. Резонно задаться вопросом, почему на создание ограды потребовалось так много времени. Чтобы на него ответить, мы расскажем о специфике работы над сложными и большими заказами.

И так, перед вами ограда длинной 232 метра. Цоколь, колонны, базы и капители вытесаны по отдельности из красноватого гранита из Финляндии. В те времена работа с камнем была устроена таким образом: сначала на месторождении от каменного массива откалывали фрагмент нужного размера, на месте ему придавали форму и отправляли на баржах к Летнему саду. Здесь гранитные детали шлифовали и устанавливали. Все работы с камнем производила не одна фирма, а несколько частных лиц. Они по-отдельности изготавливали детали и отправляли в Петербург. Первые подрядчики, работавшие над капителями и цоколями, хоть и обладали хорошей репутацией, но не были застрахованы от несчастных случаев. На выделенный аванс они частично покрыли расходы на материалы для другого заказ — Исаакиевского собора, понадеявшись, что в дальнейшем работа над оградой Летнего сада пройдет гладко. Но их баржа с камнем для Невской ограды затонула, а свободных средств на добычу новых материалов у подрядчиков не оказалось. Тогда государство потребовало деньги у их поручителей, но все указанные в договоре люди оказались не способны возместить ущерб. В итоге подрядчиков осудили и определили на каторжные работы, но потом разрешили трудиться у частных мастеров и обязали выплатить долг государству.

Работа над металлическими деталями шла более гладко, хотя и не без препятствий. Решетку и ворота делали тульские мастера. В 1773–1774 годах доставка материалов в Тулу была осложнена бушующим восстанием Емельяна Пугачева, поэтому работа по созданию решетки встала на несколько месяцев. Но добросовестный подрядчик нагнал сроки и умудрился прислать в Петербург первый образец вовремя. К 1779 году основная конструкция из гранита и металла была закончена и установлена, а затем потребовалось еще 7 лет на доделку украшений из позолоченной бронзы. 

На скорость создания решетки повлияла еще и специфическая система государственного заказа. Скажем о ней пару слов. Когда правительство публично размещало заказ, все желающие мастера могли предложить свою цену за работу. Но они не торопились назвать самую низкую стоимость. Конструкция будущей решетки была сложной, а опыта работа с такими деталями ни у кого не было. Поэтому подрядчики с согласия и при поддержки заказчика делали пробные модели и на основании затрат на одну деталь рассчитывали стоимость всех работ. Иногда заказчику казалось, что потенциальные подрядчики слишком завышают цены. Тогда для проверки приглашали казенных экспертов, которые подтверждали или опровергали мнение заказчика. Открытый конкурс на изготовление одних и тех же деталей мог объявляться несколько раз, пока заказчика не удовлетворяли предложенные варианты. 

Обратите внимание, что золотом покрыты растительные элементы решетки. Это круглые розетки из стилизованных акантовых листьев, которое опоясывают ограду. А также кисточки копий под наконечниками и листочки в верхней части ограды. На воротах размещены позолоченные розы и лавровые листья, цветочные гирлянды и ананасы. На верхушках столбов чередуются вазы и урны с позолоченными ручками. Интересно, что для золочения деталей решетки использовали не обычное золото, а голландские дукаты. Эти монеты чеканили в Европе, причем не всегда Голландцы, выпускали их и в России. Дукаты были чем-то вроде универсальной валюты. Их делали из золота высшей пробы, поэтому их принимали в разных частях Европы.

Летом 1786 года работа над Невской оградой Летнего сада была завершена. Она обошлась казне в огромную сумму — без малого 88 тысяч рублей. Для сравнения, годовой бюджет крестьянской семьи из 4-х человек в 1780-е годы равнялся примерно 27 рублям. То есть на стоимость решетки можно было содержать 3259 крестьянских семей целый год. Конечно, люди высших сословий получали и тратили гораздо больше: жалованье фрейлины императрицы составляло 400–600 рублей в год, бюджет жены аристократа — несколько тысяч, крупные помещики могли иметь с крестьянских оброков десятки тысяч. Но даже в сравнении с высокими доходами, стоимость решетки Летнего сада кажется немаленькой. Первоначальный расчет предполагал, что решетка обойдется всего в 10 тысяч рублей. Коллоссальная разница объясняется возросшим числом деталей и их оптимистично оцененной стоимостью на старте проектирования.

На протяжении последующих лет вид решетки Летнего сада менялся и дополнялся. Например, в первой половине XIX века по краям ограды со стороны Лебяжьей канавки и реки Фонтанки появились веерные решетки-калитки, препятствовавшие проникновению посетителей в ночное время. А ворота Невской ограды несколько раз меняли свое положение. Изначально со стороны Невы было организовано три входа в сад — двое малых ворот и одни большие. Они стояли напротив трех аллей, прямо как сейчас.  Но в 1876 году входные группы перенесли.

Дело в том, что за год до этого у центрального входа в Летний сад было совершено покушение на Александра II. Император не пострадал, но на месте центральных ворот Летнего сада было решено устроить часовню. Нельзя же было поставить часовню впритык ко входу, поэтому центральные ворота демонтировали. А двое малых ворот перенесли и установили по бокам от часовни. В советское время часовню разобрали и закрыли проем между воротами новодельным фрагментом решетки. В таком виде ограда просуществовала до 2000-х годов. Во время масштабной реставрации 2010–2012 годов решетке вернули ее первоначальный вид: малые ворота поставили на исторические места, а центральные воссоздали. К сожалению, к этому времени центральные большие ворота были утрачены, их продали на металлолом еще в 1923 году. Поэтому восстанавливали ворота по сохранившимся чертежам и редким фотографиям.

А теперь приглашаем вас в Летний сад. Предлагаем пройти по центральной аллее до второго по счету фонтана. По дороге обратите внимание на дошедший до наших дней Летний дворец Петра I — он будет чуть вдалеке по левую руку.

 

Летний сад. Шкиперская площадка. Фонтаны и скульптуры

Вы находитесь на Шкиперской площадке, в центре которой красуется Гербовый фонтан. Фонтан был задуман в 1717 году, а исполнен к началу 1720-х. Изначально он был деревянным, как и многие другие фонтаны, например, в Летнем саду или Петергофе. Название фонтан получил в честь установленных в нем российских гербов, вырезанных из дерева, а затем покрытых перламутром, итальянским мастером Конрадом Ганом. Фонтан переделали в камне в 1736 году, тогда он был отделан мрамором и известняковым туфом. Это не первый фонтан, появившийся в Летнем саду. Первый был задуман еще при Петре в 1705 году и вскоре исполнен. Для парков петровского времени наличие фонтанов было обязательным. Петр I следовал европейской моде на так называемые регулярные парки — это стиль садово-паркового искусства, для которого характерно соблюдение симметрии и любовь к геометрическим формам. Обычно аллеи в таких парках пересекаются под прямым углом и находятся на равном расстоянии друг от друга, что, кстати, не совсем верно для Летнего сада. 

Первый сад Петербурга грешит отступлениями от жестких правил, но несмотря на это считается примером регулярного сада. Любовь к геометрии и симметрии в регулярных садах выливалась в создание фигурных клумб и в придание геометрических форм кронам деревьев. Наиболее модно было стричь растения под шар или пирамиду. 

В регулярных садах, которые Петр I видел в Европе, были также причудливые фонтаны и эффектная каменная скульптура. Так при планировании Летнего сада, государь учел все эти элементы заморских парков и перенес их на отечественную почву. Мода на регулярные парки сошла на нет во второй половине XVIII века, когда на смену пришел английский пейзажный парк. Особенность английского стиля заключается в создании эффекта природного, нетронутого человеческой рукой ландшафта, здесь уже не было места прямым аллеям и фонтанам. Их заменили петляющие дорожки, ручьи и пруды. Этот стиль больше всего любила Екатерина II. При ней в этом стиле был разбит Павловский парк, к Екатерининскому парку была добавлена более естественная пейзажная часть. 

В 1777 году в Петербурге случилось одно из самых разрушительных наводнений, которое затронуло и Летний сад. Всем насаждениям, коммуникациям и фонтанам был необходим серьезный ремонт. А так как Екатерина II не жаловала регулярный стиль, к тому времени он еще и вышел из моды, то когда пришла пора реконструировать Летний сад, императрица отказалась от идеи восстановления фонтанов. Екатерине II фонтаны не нравились еще и потому, что насильственное изменение естественного течения воды шло вразрез с ее гуманистическими ценностями. Вот, что она писала по этому поводу своему другу, французскому философу Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определенные береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направлению, противному ее естественному течению». 

Кроме идейных соображений имелись еще и сугубо утилитарные. Затраты на восстановление Летнего сада были колоссальными, приходилось все делать заново: высаживать деревья, ремонтировать постройки, восстанавливать фонтаны. В итоге Императрица предпочла потратить средства не на фонтаны, а на строительство Эрмитажа, поэтому после наводнения фонтаны не ремонтировали, а потом и вовсе засыпали. Практически 250 лет они оставались погребены под землей, их восстановили совсем недавно — во время масштабной реконструкции 2009–2011 годов. В результате этой последней реконструкции Летнего сада многое изменилось, в том числе место оригинальных скульптур заняли их копии. И прежде чем перейти к рассказу о скульптурах, представленных на Шкиперской площадке, скажем пару слов о статуях Летнего сада.

До начала XVIII века в России ни улицы, ни площади, ни дома статуями не украшали. Представить такое современному горожанину практически невозможно, потому что каменные и гипсовые человеческие фигуры давно стали частью нашей обыденности. Но если очень постараться и мысленно вычесть все статуи из окружающего мира, то получатся площади Ленина без Ленина, с Дворцовой исчезнет ангел Александрийского столпа и Ника вместе с колесницей, с крыши Зимнего пропадут античные боги и богини, на фасадах зданий не станет кариатид и маскаронов. Это будет совершенно другая реальность, новый визуальный код. И вот в такую культуру, где не было обычая возводить статуи, более того, где царило порицание языческих идолов, Петр I привнес новый элемент — скульптуру. Это событие стало шоком и навсегда изменило облик отечественных городов. 

Государь много лет собирал свою коллекцию скульптуры и выставлял находки на всеобщее обозрение. Главным пристанищем собрания Петра стал Летний сад. В императорское время набор скульптур Летнего сада постоянно менялся. Одни увозили в загородные парки и резиденции, другие, новые, приобретали и ставили на пустующие места. 

На Шкиперской площадке установлено несколько скульптур, приобретенных еще в петровское время, большинство из них тесно связаны с растениями и цветами. О них и пойдет речь дальше. 

Найдите скульптуру Цереры — это богиня в развивающихся одеждах. На ее голове красуется корона, а в руках — сноп пшеницы и серп. Церера — это первая скульптура, которая появилась в Летнем саду. Петр I купил ее за границей в 1707 году и отправил в Петербург. Многие статуи, украшавшие Летний сад в начале XVIII века, не дошли до наших дней, но Церера сохранилась. 

Церера — древнеримская богиня плодородия. Ее обычно изображают с колосками пшеницы, потому что, согласно мифологии, Церера даровала людям злаки и научила пахать землю. До появления земледелия люди питались дикорастущими ягодами и желудями. Букет богини украшен цветами — это стилизованное изображение мака. Этот цветок символизирует избавление от боли, сон и смерть. С обоими растениями связан миф о Трипотолеме, научившим людей сеять пшеницу. Согласно легенде, когда Церера искала свою дочь Персефону, похищенную богом подземного царства Плутоном, она встретила старика Келея. Тот посочувствовал ее горю и пригласил к себе в хижину. Там она увидела сына Келея — Триптолема — он был еще младенцем и тяжело болел. Церера исцелила ребенка поцелуем и дала младенцу напиток из семян мака, чтобы он смог поспать. Церера задумала сделать Триптолема богом, и когда малыш уснул богиня прошептала заклинания и положила мальчика на угли. Мать увидела это, схватила ребенка и прервала ритуал. Тогда Церера скинула человеческую личину и предстала перед женщиной в истинном обличии. Богиня пообещала, что Триптолем станет первым человеком, который посеет злаки и соберет урожай. Когда мальчик вырос, богиня преподнесла ему пшеницу, чтобы он мог засеять поля. 

Слева от Цереры установлена скульптура Флоры. Она стала богиней цветов и весны благодаря своему супругу — божеству весеннего ветра Зефиру. Согласно текстам поэта Овидия, римская Флора изначально была греческой нимфой Хлоридой. Зефир похитил ее и сделал своей женой. Он украсил сад Флоры цветами и нарек ее богиней. Обратите внимание, что скульптурное изваяние Флоры не только держит букет в руках и цветы в подоле, также ее прическу украшает венок, а постамент — гирлянда. С Флорой связано множество мифов о происхождении цветов, самый интересный из них, пожалуй, миф о гиацинте. 

Гиацинтом звали прекрасного юношу, сына спартанского царя. В него был влюблен бог красоты Аполлон, а также уже известный нам Зефир. Однажды, когда Аполлон и Гиацинт соревновались в метании диска, ревнивый Зефир изменил направление ветра и тот угодил прямо в голову юноше. Гиацинт погиб, но чтобы увековечить его красоту, Флора создала из его крови одноименный цветок. Легенда о Гиацинте практически точно совпадает с легендой о Крокусе — молодом юноше, также случайно лишившимся жизни, и обращенным Флорой в цветок.

Две другие скульптуры, связанные с растениями, находятся на площадке по обе стороны от центральной аллеи — это Вертумн и Помона.  

Вертумн — это древнегреческий бог смены времен года, его имя происходит от латинского глагола vertere (вертере), что значит «превращать». 

Помона — одна из нимф древесных плодов, которая больше других заботилась о своем саде. Ее имя происходит от латинского pomum (помум), что переводится как «плод». 

И у этих двоих была интересная романтическая история. Помона так любила ухаживать за садом, что всю себя посвящала работе и не особо интересовалась любовными отношениями. А поскольку в мифах мужчины-боги нередко брали силой богинь, так, например, было в истории с Флорой и Зефиром, то Помона всячески пыталась оградить себя от мужского общества, заперлась в своем саду и ни сатиров, ни богов к себе не допускала. Вертумн был влюблен в Помону сильнее других и чтобы ей любоваться появлялся неподалеку в разных обличьях, то война, то садовода. Однажды, он обернулся старухой и только так смог приблизиться к богине. Тогда в обличии умудренной женщины он стал рассказывать Помоне о прелестях брака и сообщил, что больше всех ей подойдет Вертумн: он хорош собой, не уйдет от нее странствовать, будет хранить верность всю жизнь. Когда рассказ был закончен, Вертумн сбросил обличье старухи и предстал перед Помоной красивым юношей. Тогда богиня прониклась к нему любовью и жили они долго и счастливо. 

Вертумна и Помону часто изображают вместе, вот и скульптуры, на которые вы смотрите, — это парные статуи, созданные итальянским мастером Франческо Кабьянка по заказу Петра. Даже если бы на постаментах не были высечены имена богов, мы все равно смогли бы отличить их по характерному набору деталей. Помона опирается на свол дерева с побегами винограда, а у ее ног лежат яблоки. Вертумн же держит яблоки и виноград в руках, а на постаменте рядом с ним лежит морковь, тыква и цветы.

Вы наверняка знаете, что все скульптуры в Летнем саду — это копии. Сейчас расскажем, как так вышло и где находятся оригиналы.  

За 300 лет на открытом воздухе скульптуры, купленные императорам, начали разрушаться и темнеть, мрамор выветривался и становился рыхлым. Чтобы поддерживать произведения в хорошем состоянии проводилась регулярная реставрация, но к середине ХХ века ее стало недостаточно. Тогда в 1950-е годы впервые был поднят вопрос о замене оригинальных скульптур копиями, но решение принято не было. Ситуация изменилась в 1980-е годы после многочисленных случаев вандализма, например, музам раскрашивали ногти на ногах, у «Аллегории правосудия» регулярно отламывали каменный меч, однажды даже засунули газеты в рот мраморным драконам «Аллегории красоты» и подожгли бумагу. Все эти факторы ускорили принятие решения о создании копий, первая была сделана уже в 1983 году. С этого времени и до конца 2000-х делали примерно по одной копии в год и постепенно заменяли оригинальные скульптуры в парке репликами. Во время масштабной реставрации 2009–2011 годов вместо всех скульптур Летнего сада кроме «Аллегории Ништадтского мира» поставили копии. Чтобы реплики были максимально приближены к оригиналу, их делали с помощью силиконовых форм. Силикон проникает во все полости, благодаря его свойствам можно повторить не только форму, но и фактуру оригинала. Сначала снимали слепок с исторической скульптуры. А затем в полученную форму заливали смесь из полиэфирной смолы и мраморной крошки. Параллельно с изготовлением копий шла реставрация оригинальных скульптур. Сейчас они находятся в Михайловском замке, где им обеспечен стабильный климат и бдительный надзор. 

Замена оригиналов на копии не прошла незамеченной. И хоть дело было больше 10 лет назад, сам факт замены, а также вид копий до сих пор вызывают оживленные споры среди петербуржцев.

Сейчас предлагаем вам пройти дальше по центральной аллее до широкой перпендикулярной аллеи. Там и будет следующая остановка маршрута.

 

Летний сад. Малая оранжерея и Красный сад / Аптекарский огород. Второй Летний сад

Вы вышли на широкую перпендикулярную аллею, которая со стороны Лебяжьей канавки завершается пирсом и скульптурой Амура и Психеи, а на ее другом конце стоит хозяйственный корпус. Эта аллея гораздо шире других, потому что с 1710 по 1780-е годы на этом месте был Поперечный канал. Он выходил из Лебяжьей канавки, шел поперек главной аллеи, но не доходил до Фонтанки, а упирался в несохранившееся до наших дней здание оранжереи. Канал разделял парк на две части: ближе к Неве находился так называемый Первый Летний сад, а ближе к Мойке — Второй Летний сад. Был и Третий Летний сад, но о нем позднее. По оси центральной аллеи через Поперечный канал был переброшен Шутишный мост, по краям которого находились водометы, чтобы ради потехи окатывать водой гостей государя. Мостик был одной из знаменитых петровских шутих, подобная водяная дорога была устроена в Петергофе и воссоздана в наши дни. Поперечный канал был засыпан в 1786 году, а на его месте появилась широкая полоса газона.

Большая оранжерея, в которую упирался Поперечный канал, просуществовала с 1710-х по 1780-е годы. Перед ней в 1730-е годы было построено здание поменьше, сейчас оно воссоздано и носит название Малая оранжерея. Вы можете видеть это здание, оно стоит перпендикулярно центральной аллеи, рядом с ней в теплое время года выставляют столики и стулья. Эта единственная на сегодняшний день оранжерея Летнего сада, она используется как кафе, о былом назначении напоминают установленные внутри кадки с деревьями. Изначально оранжерея называлась Африканской, потому что внутри содержались растения из африканского континента, и в частности кофейные деревья. При Анне Иоановне они так хорошо плодоносили, что из их зерен варили кофе для императрицы. Возможность пить напиток из выращенных в Петербурге зерен так привлекала государыню, что она планировала увеличить количество деревьев, чтобы круглый год потреблять только отечественный кофе. Чем закончилась эта затея, неизвестно. В оранжереях Летнего сада кроме кофе выращивали много экзотических растений, например померанцы, ананасы, лимоны, лавр, апельсины. Летом деревья выставляли в сад, а по осени возвращали обратно в помещения. Чтобы растения могли пережить петербургскую зиму, оранжереи были оборудованы печами и в холодное время внутри здания поддерживалась комфортная температура.

За Малой оранжереей находится Красный сад, к нему можно подойти поближе. Вы наверняка слышали, что в петровское время Летний сад называли «царевым огородом». Овощи и травы в Летнем саду выращивали с самого начала, но не на всей территории. Под грядки были приспособлены отдельные участки, один из которых, судя по всему, находился как раз на месте Красного сада. Сейчас на грядках причудливой формы высажены растения, которые начали культивировать в России при Петре I. Здесь вы можете найти спаржу, артишоки и, конечно, картофель.

Картошку Петр привез из Голландии, но вопреки расхожему мнению о повсеместной популяризации растения при первом императоре России, скажем, что в первой половине XVIII века картофель оставался экзотическим продуктом и изредка появлялся на столах аристократов. Широкое распространение картофеля не только среди людей высшего сословия, но и среди крестьян, началось при Екатерине II. В 1765 году вышло наставление «О разведении земляных яблоков, называемых потетес» — это документ, в котором были собраны рекомендации по выращиванию картофеля. Бумагу вместе с клубнями разослали по всей империи в надежде популяризировать «земляные яблоки» и решить проблему с голодом на местах.  

Серьезной проблемой XVIII–XIX веков был неурожай злаковых культур, который обрекал целые деревни и города на голодное существование. Ко времени правления Екатерины II, картофель зарекомендовал себя в Европе и Англии, как неприхотливая культура, выращивание которой может обеспечить многих людей продовольствием. Российским чиновникам понадобилось почти 100 лет, чтобы заставить крестьян выращивать картошку. Иногда действия государя встречали сильное сопротивление. Так при Николае I в 1830–1840-е по стране прокатились Картофельные бунты. Крестьяне, которых заставляли выращивать картошку, восстали, потому что боялись поражения в правах, а некоторые из них разделяли суеверия о картофеле, как о плоде дьявола, так что боролись с посевами корнеплода, как с символом пришествия Антихриста. Бунты были подавлены, а правительство сменило тактику и уже старалось не кнутом, а пряником, поддерживать распространение картофеля. Только к XX веку картофель прочно занял позиции второго основного продукта питания в Российской империи.

А теперь следуйте по центральной аллее по направлению к выходу со стороны Мойки. По пути можно послушать рассказ о том, как Летний сад стал местом притяжения для горожан.

 

Летний сад, как общественное пространство

В первые десятилетия своего существования Летний сад был императорской резиденцией и поэтому на его территорию нельзя было свободно войти, как сейчас. Попасть в сад можно было по торжественным поводам и по приглашению государя. Одним из таких поводов мог быть прием у императора. 

Петр I, как известно, ввел новый вид досуга — ассамблеи. Ассамблея — это такие вечеринки аристократов, на которых гостей потчевали изысканной едой и напитками, развлекали иностранными танцами и играми. Летом государь проводил ассамблеи на свежем воздухе, часто — в Летнем саду. Так как такой досуг был непривычен россиянам, а Петр ну очень хотел привить своим соотечественникам новый европейский образ жизни, то на ассамблеях не обходилось без принуждения. Если государь или его ближайшие сподвижники, командовали пить — все пили, если велели танцевать — танцевали, до официального окончания праздника, гостям не давали уйти, обязательными были наряды по европейской моде и бритье бород. Чтобы передать атмосферу бесшабашного веселья, которая царила на ассамблеях в Летнем саду, процитируем несколько пунктов из указа Петра I 1718 года «О достоинстве гостевом»: «Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут (ноги) — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на руси издревле почетна есть». А вот другой пункт указа: «Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься». И еще один: «Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской».

Гости ассамблей в Летнем саду не только кутили, но и просвещались. Ключевую роль в этом играли многочисленные статуи героев мифов, купленные в Европе по приказу Петра, а особую роль государь отводил скульптурам, созданным по мотивам басен Эзопа. Они были установлены в лабиринте, не сохранившимся до наших дней, скульптуры тоже канули в лету. Лабиринт располагался на участке сада между центральной аллей и Лебяжьей канавкой, Поперечным каналом и Карпиевым прудом. Если вы сейчас идете по центральной аллее к выходу, получается, что лабиринт находился справа от вас. Там были устроены фонтаны, где красовались герои басен древнегреческого поэта Эзопа. Предполагалось, что гости будут прогуливаться и рассматривать их, а чтобы зрители понимали, чему посвящена скульптура и могли постичь мораль басни, рядом со статуями устанавливали таблички с описанием. Так прогулки в Летнем саду из увеселительной затеи стали образовательным предприятием. 

После смерти Петра I, ассамблеи в Летнем саду практически не проводили, а значит и гостей в саду поубавилось. Только во времена Елизаветы Петровны Летний сад стал доступным для публики: указом Сената от 1752 года горожанам разрешалось гулять в Летнем саду по воскресеньям и в праздничные дни, а уже через три года было разрешено посещать сад два дня в неделю. Прийти, правда, мог не каждый: вход был закрыт матросам, ремесленникам и неприлично одетым людям. А вот в первой половине XIX века сад был открыт уже семь дней в неделю. Тогда-то Летний сад вошел в обязательный прогулочный маршрут людей высшего сословия.

200 лет назад атмосфера в Летнем саду была совершенно другой. Если в будние дни в сад приходили преимущественно гувернантки с детьми и люди, искавшие покоя и уединения, то по вечерам и в выходные горожане стекались сюда в поисках развлечений. Здесь то и дело играл оркестр, проходили народные гулянья, устраивали мероприятия вроде лотерей и состязаний в беге. В саду стояли буфеты, где можно было выпить водки или пива, съесть бутерброд. В вечернее время в саду зажигали фонари и иллюминацию на киосках. И судя по гравюрам, на дорожках было не протолкнуться. 

Летний сад был не единственной площадкой, где петербуржцы могли повеселиться и отдохнуть. В многочисленных общественных и частных садах давали развлекательные программы, устраивали представления акробатов и гимнастов, ставили спектакли, открывали кафе-шантаны — заведения с живой музыкой. Судя по газетным статьям второй половины XIX века, Летний сад зачастую уступал и Павловскому парку, и садам «Ливадия» и «Бавария», как в разнообразии угощений, так и в развлекательной программе. И несмотря на это все же оставался важной точкой в маршрутах петербуржцев.

В XIX веке в Петербурге был один праздник, который год от года проводили в Летнем саду, — это смотр купеческих невест. Он проходил в Духов день — это православный праздник, который отмечают на следующий день после Троицы. В Летнем саду по случаю праздника играло несколько оркестров и собирались толпы народу, приходили не только ищущие супруга, но и все желающие поглазеть. 

Женихи-претенденты выстраивались вдоль аллей, а купеческие дочери вместе с родителями прогуливались мимо. Судя по воспоминаниям очевидцев, это действо напоминало модный показ. Одетые в свои самые лучшие платья молодые девушки медленно двигались по аллеям друг за другом в компании матери или всей семьи. Глаза обычно не поднимали, только исподтишка поглядывали на мужчин. Женихи наоборот стояли вдоль аллей, оглядывали потенциальных невест с ног до головы и громко совещались друг с другом. От одних к другим сновали свахи, которые играли ключевую роль в этом действе. Они подсказывали к какой девушке присмотреться, записывали понравившихся претенденток, узнавали всю информацию о невестах и женихах, об их семьях и особенно о состоянии и доходах. А уже после устраивали смотрины, договаривались о приданом, в общем, сопровождали весь процесс вступления в брак как деловую сделку, коим брачный союз в то время и являлся.

Если вы добрались до Карпиева пруда у выхода из Летнего сада, то можете сразу включить следующую аудиозапись.

 

Выход из Летнего сада и Эльфдаленская ваза

По дороге к выходу из Летнего сада вы непременно пройдете мимо Карпиева пруда — это искусственный водоем, устроенный в 1710-е годы, в котором разводили карпов. Сейчас рыба там не водится, но плавают два лебедя. У полукруглого выступа пруда, прямо посреди дорожки, стоит огромная ваза. Ее называют Порфировой или Эльфдаленской. Она была изготовлена в 1838 году по заказу шведского короля Карла XIV на Эльфдаленской королевской мануфактуре в Швеции, но не из порфира, как гласит одно из названий, а из местного гранита. Этот огромный почти пятиметровый дипломатический подарок прибыл в Петербург в 1839 году и был установлен в Летнем саду. 

Во время Великой отечественной войны уличные скульптуры или относили в хранилища, или закапывали в землю, а особо крупные экспонаты окружали защитными сооружениями. Так ваза простояла в окружении деревянных конструкций всю войну и уцелела. В 2008 году ваза раскололась надвое из-за скопившейся внутри подмерзшей воды. В тот же год она была отреставрирована и возвращена на историческое место.

Сейчас мы предлагаем вам пройти мимо Эльфдаленской вазы, выйти из Летнего сада и направиться вдоль набережной реки Мойки в сторону «Спаса на Крови». Следующую аудиозапись можно включить на выходе из Летнего сада и слушать ее по пути.