Санкт-Петербург,
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00
+7 812 703-82-10
единый номер
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00,
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00

Манежная площадь

Манежная площадь. Ново-Манежный сквер

В центре Манежной площади находится Ново-Манежный сквер. Он был устроен в 1879 году на деньги знаменитого циркового артиста Гаэтано Чинизелли. Итальянец Гаэтано Чинизелли был конным акробатом, дрессировщиком и педагогом. Он выступал в Париже, Лондоне, Риме, и даже в молодости приезжал в Петербург. 

В 1869 году он вернулся в Россию по приглашению своего шурина Карла Гинне, чтобы выступать в его цирке. Деревянное здание цирка Гинне тогда находилось на Манежной площади на месте сквера. Оно было построено в 1867 году и, нужно сказать, имело немаленькие размеры и вполне современную конфигурацию: диаметр арены около 14 метров, места для зрителей были расположены по кругу на возвышающихся скамьях, в цирке имелась входная зона, кассы, буфет. Здание было оснащено газовым освещением, системой отопления, а также системой пожаротушения. 

В 1871 году Карл Гинне перебрался в Москву, а цирк продал Гаэтано Чинизелли. Чинизелли временного деревянного здания было мало — он захотел построить каменный постоянный цирк. Так в 1877 году на территории Инженерного сада на берегу Фонтанки появился роскошный цирк Чинизелли, который стоит там до сих пор. А на месте снесенного здания на Манежной площади Чинизелли по договоренности с властями на собственные средства устроил сквер с фонтаном. 

Сквер менял свой вид несколько раз: в 1913 году на месте фонтана был установлен десятиметровый конный памятник Великому князю Николаю Николаевичу. В 1918 году большевики демонтировали скульптуру с постаментом и отправили бронзового князя на переплавку. Фонтан был возвращен на историческое место в 1990-е годы, а к 300-летию Петербурга в сквере были установлены бюсты итальянских зодчих, трудившихся в России.

Обратите внимание на здание Михайловского манежа — это желтое здание в стиле классицизм с колоннами и портиком. Сейчас мы расскажем про невероятные выставки садоводства, которые там проходили в XIX веке. Можете сразу включать следующую аудиозапись.

 

Манежная площадь. Михайловский манеж, Международные выставки садоводства и Выставка бразильского кофе

Манежная площадь названа по зданию Михайловского манежа. Его возвели в конце XVIII века по проекту архитектора Винченцо Бренны, как часть ансамбля Михайловского замка. Здание изначально использовали по прямому назначению — для верховой езды. В 1823–1824 годах манеж перестроили по проекту Карла Росси — «архитектора ансамблей», автора Главного штаба, Александринского театра, здания Сената и Синода и других известных архитектурных достопримечательностей Петербурга.

Изнутри манеж представляет из себя огромное единое пространство, не разделенное ни перегородками, ни колоннами. Через широкие высокие окна, расположенные по двум длинным сторонам, проникает много света. Не удивительно, что уже в XIX веке здание сочли подходящим для проведения выставок и ярмарок. Пожалуй, самыми известными стали выставки автомобилей, на которых в начале XX века показывали современные авто и даже первые самолеты. А что для нас важно — в здании манежа проходили выставки садоводства, во время которых внутри сооружались настоящие сады.

Выставка садоводства в Петербурге была главным мероприятием для цветоводов империи, на нее стекались профессионалы со всех концов России, чтобы похвастаться своими достижениями в выращивании экзотических растений и выведении новых видов. Выставки организовывало Императорское общество садоводства, основанное в 1858 году. До Октябрьской революции это была главная организация в стране с филиалами по всей империи, которая занималась развитием садового дела и огородничества, продвигала научные исследования, устраивала конференции и ярмарки, а также ежегодно проводила выставки. В истории общества самыми яркими событиями стали международные выставки, на которые приглашали профессионалов со всего мира.

Первую в России Международную выставку садоводства провели в 1869 году именно в здании Михайловского манежа, да с какой помпой! Газеты писали, что выставка превзошла все ожидания и лучше, чем она была, устроить было невозможно. Для работы над этим проектом наняли архитекторов и инженеров, которые внутри здания создали сад: они устроили газоны, дорожки, бассейны, ручей, фонтаны, гроты, мостики, беседки и веранды. Лучшие отечественные и европейские садоводы привезли свои самые редкие и дорогостоящие растения. Их располагали вдоль дорожек, по которым прогуливалась публика. Продукцию одного мастера совсем необязательно ставили в одном месте, наоборот, растения старались рассредоточить по территории манежа, да так, чтобы все они выгодно смотрелись и в массе выглядели гармонично.

На выставке можно было увидеть сотни видов цветущих роз, орхидей и азалий, а также нарциссы, тюльпаны и гиацинты. Еще имелись пионы, гвоздики, гелиотропы. Кроме цветов, в большом количестве были представлены горшечные растения, в частности завсегдатаи петербургских квартир — драцены и латании. Но гвоздем выставки стали пальмы, которые пользовались невероятной популярностью в Петербурге XIX века. Их наличие считалось обязательным в любой серьезной оранжереи. На выставку взрослые растения привозили как отечественные, так и иностранные садоводы. Только представьте, чего им стоило доставить в центр Петербурга взрослые многометровые растения в кадках! У посетителей выставки была уникальная возможность купить сорта растений, многие из которых еще не поступали в продажу. Например, на выставке 1869 года можно было обзавестись азалиями и рододендронами необычных расцветок.

На выставках садоводства участники не только искали потенциальных клиентов, но и соревновались друг с другом в мастерстве. Обычно накануне открытия выставки в манеже собиралось жюри, в состав которого входили профессионалы из разных стран, они осматривали все экспонаты и решали, кому достанется награда. В день открытия выставки рядом с растениями-призерами уже красовались наградные таблички. В день закрытия выставки, обычно она длилась около двух недель, всем обладателям медалей выплачивали денежное вознаграждение.

Следующая международная выставка садоводства прошла в 1884 году. Для нее в манеже тоже устроили ландшафтный парк с холмами, лужайками, фонтанами и беседками. Посетители могли любоваться видом выставки с веранды у входа, или с березового мостика, перекинутого между двумя высокими рукотворными скалами.

Ниже мы пришлем виды обоих международных выставок. Это невероятное зрелище, трудно поверить, что такой эффектный искусственный ландшафт устраивали прямо в здании Михайловского манежа.

Главным событием этой международной выставки 1884 года стал павильон бразильского кофе, устроенный по соседству с манежем в Старо-манежном сквере. Старо-Манежный сквер – это небольшой зеленый участок, слева он примыкает к казармам саперного батальона, а справа упирается в манеж. Сквер был разбит в 1838 году по решению военного ведомства, но уже через 30 лет он пришел в упадок. Тогда его передали городу, обустроили заново и открыли для посетителей в 1871 году. Сохранилась оригинальная ограда сквера, на воротах которой вырезан герб Петербурга с императорской короной и значится год открытия.

Так как выставка садоводства 1884 года не смогла вместить всех желающих, для бразильской делегации выстроили отдельный павильон в Старо-манежном сквере. Деревянное здание с панорамным остеклением было украшено бразильскими флагами. Внутри разместились пальмы, предоставленные директором Ботанического сада и главным организатором выставки Эдуардом Регелем. В павильоне стояли длинные столы, на которых в мешочках лежали необожженные кофейные зерна разных видов. В центре стоял бар, где всем желающим бесплатно наливали кофейный ликер и кофе. Интересно, что бразильцы готовили кофе также, как мы сейчас делаем фильтр.

Дальше мы процитируем рецепт, опубликованный в одной из статей о бразильском павильоне: «Для приготовления кофе необходим кипяток; кофейный порошок лучше всего насыпать в конический мешочек из небеленой бумажной материи, который вешается в фарфоровый или стеклянный кофейник. Следует избегать употребления металлических кофейников, сообщающих кофе неприятный вкус. После каждого употребления мешочек должен быть чисто вымыт. Варка кофе после того, как через него пропущен кипяток, портит самый лучший кофе и отнимает не только аромат, но и часть вкуса».

Кофе пользовался невероятным успехом у посетителей. Гостям выдавали брошюры о бразильском кофе, дамам отсыпали кофейных зерен на пробу. Продавцы старались очаровать потенциальных покупателей не только вкусом напитка, но и его бодрящими свойствами и позиционировали кофе, вы не поверите, как полезную и безопасную замену алкоголю.

Бразильцы предполагали, что кофе будут потреблять не только представители среднего класса и высших сословий, но и солдаты, и обычный трудовой народ, который вместо того чтобы спиваться, после тяжелого трудового дня, восстанавливал бы силы чашечкой кофе. Во время выставки бразильцам удалось заключить выгодные контракты и наладить поставку кофе в Российскую Империю. Когда выставка закрылась, бразильский павильон демонтировали.

Сейчас Старо-Манежный сквер выглядит примерно также, как и 150 лет назад. Разве что на месте, изначально предназначенном для беседки, в 2001 году был открыт памятник писателю и драматургу Ивану Сергеевичу Тургеневу.