Санкт-Петербург,
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00
+7 812 703-82-10
единый номер
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00,
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00

Двор Сен-Жермен

Доходный дом по адресу Литейный, 46 носит имена трех своих владельцев: Александра Христофоровича Пеля — архитектора, спроектировавшего этот дом в середине XIX века, Федора Михайловича фон-Крузе — юриста и члена 3-й государственной думы и Евгении Самуиловны Гукасовой — жены богатейшего нефтепромышленника. Все эти выдающиеся люди владели зданием последовательно и перестраивали его в угоду своим вкусам и меняющейся моде.

Первый владелец Александр Христофорович Пель был известным архитектором XIX века, он начал свою карьеру с работы у Огюста Монферана на строительстве Исаакиевского собора и возведении Александрийского столпа. А позднее во время самостоятельной практики строил особняки и доходные дома для богатых петербургских заказчиков. Построил он и этот доходный дом, и собственный особняк по соседству — здание под номером 44.

Следующий хозяин доходного дома Федор Михайлович фон-Крузе выкупил здание в 1905 году и затеял масштабную перестройку всего комплекса, включая сад, чтобы впоследствии перепродать его. Фон-Крузе построил здесь свой собственный особняк. Вы легко его заметите, это желтое здание в глубине двора, по стилю оно сильно отличается от соседних построек. На протяжении ХХ века этот некогда частный особняк несколько раз менял хозяев. В советское время там были жилые помещения и квартировалась в частности комиссар театров и зрелищ, гражданская жена Максима Горького Мария Андреева. В 1930-е особняк занимала жилая коммуна, а последние пару десятков лет внутри располагается средняя общеобразовательная школа с музыкальным уклоном.

До октябрьской революции последней владелицей строения была Евгения Самуиловна Гукасова. Здание было куплено на деньги супруга и записано на нее. Гукасовых часто сравнивают с богатейшими семьями Ротшильдов и Нобелей. Три брата Аршак, Павел и Абрам Осиповичи Гукасовы были армянскими бизнесменами, владеющими внушительными пакетами акций двух десятков промышленных предприятий. У них были доли не только в нефтяной промышленности, но и в металлургической, угледобывающей, энергетической, строительной и транспортной областях. В 1906 году Павел Осипович Гукасов был назначен членом Государственного совета и перебрался с семьей в Петербург. В 1908 году он приобрел весь жилой комплекс по адресу Литейный, 46, семья поселилась в особняке фон-Крузе, а весь остальной ЖК продолжил функционировать как доходный дом. Чтобы придать ему лоска и увеличить арендные площади, Гукасовы пригласили архитектора Александра Сергеевича ХрЕнова, чтобы надстроить корпуса и изменить фасады. Архитектор выбрал стиль позднего итальянского ренессанса. Тогда-то и появились монументальные фасады, эффектное оформление входных групп с разорванными фронтонами, которые вы видите сейчас.

Если вы присмотритесь к фасадам, то найдете три небольших керамических медальона с изображениями флорентийского политика и мецената Лоренцо Медичи, богини войны Афины Паллады, итальянского военачальника и покровителя искусств Бартоломео Коллеони. На стенах так же можно увидеть два девиза, которые в переводе с латинского означают «Свой дом — наилучший» и «День учит день».

Во дворе доходного дома разместился сад — зеленый оазис посреди каменных городских джунглей. Еще до того, как участок перешел во владение архитектору Пелю, здесь уже был дом с двойным внутренним двором и даже стояла своя оранжерея. Сегодняшний вид сад приобрел в начале XX века, когда его реконструировал фон-Крузе.

Двор состоит из двух частей, разделенных решеткой, напоминающей уменьшенную версию ограды Летнего сада. Дальняя от Литейного часть двора должна была стать тенистым садом, в то время как в другой разбили фонтан и планировали высадить ивы. Фонтан в советское время заменили клумбой, а потом и клумбы вовсе не стало. Восстановили его вместе со скульптурой лишь несколько лет назад. Недавно закончили и реконструкцию фасадов, давно прибывавших в аварийном состоянии.

Если оглянуться, то можно заметить, что в архитектурном убранстве комплекса есть множество деталей, которые вторят садовой тематике. Например, медальоны Афины, Медичи и Коллеони заключены в стилизованные керамические венки. По стенам здания распределены барельефы с изображением сатиров, которые чередуются с цветочными венками. Пол арок, ведущих к Литейному проспекту, покрыт мозаикой со стилизованными листьями ивы. Хотя ив в саду нет, эта декоративная деталь напоминает об изначальном проекте сада. Кессоны арок украшены стилизованными изображениями цветов, а на металлических воротах красуются маленькие розы и крупные листья.

В 1970–1980-е годы двор получил название Сен-Жермен, а также Пале-Рояль и Бельведер. Названия закрепились благодаря ленинградской андеграундной тусовке. Неподалеку, на перекрестке Владимирского и Невского проспектов, находилось культовое кафе «Сайгон», там встречались неформальные музыканты и поэты. Они часто захаживали во дворик на Литейном, 46, пели песни и пили портвейн. Сохранились воспоминания Олега Гаркуши из группы «Аукцион», о том, как их в этом дворе поколотили гопники из-за того, что музыканты были завсегдатаями «Сайгона». Борис Гребенщиков и члены группы «Аквариум» тоже были частыми гостями Сен-Жермена, на память об этом даже фотография сохранилась. Двор дома Пеля был одной из главных локаций неформального Ленинграда наряду с Инженерным замком, дворами улицы Рубинштейна, частными квартирами и «Сайгоном».

А теперь предлагаем вам прогуляться по Литейному проспекту до дома Мурузи, чтобы послушать рассказ о петербургском бизнесмене, владельце громадного цветочного предприятия Германе Эйлерсе.