1 марта 1881 года на берегу Екатерининского канала был убит император Александр II. Его сын и наследник, Александр III решил возвести храм на месте трагедии. Для этого требовался участок внушительных размеров. Дороги вдоль Екатерининского канала было недостаточно, она была узкой и зажатой между каналом, который сейчас назван в честь Грибоедова, и Михайловским садом. На тот момент Михайловский дворец и сад при нем были частной резиденцией и принадлежали дочери первого хозяина — великой княгине Екатерине Михайловне. Она пожертвовала значительной частью сада и на безвозмездной основе передала участок со стороны Екатерининского канала под строительство храма. На этом месте архитектор Альфред Александрович Парланд и архимандрит Игнатий спроектировали и построили собор «Спас на Крови». Собор был завершен к 1907 году, к этому же времени по проекту Парланда была возведена решетка Михайловского сада. Расскажем немного об ее истории, символизме отдельных деталях и декоративном решении.
Альфред Александрович Парланд при проектировании собора опирался на русскую архитектуру и искусство XVII века, в том числе обращался к различным флоральным орнаментам. В результате, внутреннее убранство «Спаса на Крови», а именно настенные мозаики, каменные барельефы и металлические украшения изобилуют стилизованными изображениями цветов и растений. И если снаружи кажется, что экстерьер собора имеет мало общего с решеткой сада, то ощущение стилистического единства можно почувствовать, посмотрев на интерьер храма. Вам не обязательно заходить туда, ниже мы пришлем несколько изображений отдельных деталей декора. И вы своими глазами увидите, что они не только стилистически связаны с кованной оградой, но и делят с ней общие флоральные мотивы.
Посмотрите на кованые металлические цветы ограды, будто сплетенные между собой. Большинство из них — это цветки пассифлоры. В России это растение называют страстоцветом. В европейской традиции этот цветок символизирует последние часы жизни Иисуса Христа и орудия страстей, которыми пытали спасителя. Например, тройное рыльце из-за формы связывают с гвоздями, которыми Иисуса пригвоздили к кресту. Тычинки в зависимости от вида пассифлоры могут быть красноватыми и символизируют окровавленный терновый венец. Заостренные кончики листьев — это копье, которым Иисуса пронзил один из стражников. Усики — это кнуты, ими бичевали Христа. Пять пыльников (это части тычинки, которые содержат пыльцу) — это пять ран христовых. Кроме того 10 лепестков символизируют 10 апостолов, не предавших и не отвернувшихся от Иисуса Христа, а белый цвет — невинность спасителя. Если знать символическое значение пассифлоры, то выбор цветка для ограды и внутреннего убранства храма покажется совершенно неслучайным. Также отметим, что «Спас на Крови» — это народное название храма, а его официальное название — Храм Воскресения Христова.
А теперь перейдем от отдельных деталей к общему виду решетки. Обратите внимание на сложность узора ограды. В Петербурге мы привыкли к решеткам, созданным на пике популярности классического стиля. В их число входит, например, решетка Летнего сада. Ее, как и ее современников, отличает сдержанность, симметричность, ритмичность построения. А тот металлический узор, на который вы сейчас смотрите, совсем не похож на благородные творения XIX века. Дело в том, что он принадлежит к другой стилистической эпохе — модерну, которому свойственна увлеченность флоральными мотивами, вдохновение природными изгибами и стремление отойти от четко выверенной симметрии. Воплощение такого сложного узора в металле было поручено одной из самых известных и модных контор Петербурга — заводу Карла Винклера. На этом предприятии изготавливали как небольшие вещицы из художественного металла для украшения комнат, так и исполняли крупные заказы. Например, завод Карла Винклера создал ограждения балконов, лестниц и лифтовых шахт для дома Зингера, металлический декор для магазина купцов Елисеевых и ограду Большой хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте.
Металлические детали ограды Михайловского сада чередуются с облицованными кирпичом столбами. Это такой же кирпич, который использовался для строительства храма. Столбы стоят на гранитном цоколе, их базы и капители вырезаны из эстляндского мрамора. Из этого же мрамора сделаны декоративные аркады, колонки и кокошники, украшающие окна на фасадах храма. Использование одних и тех же материалов для ограды и храма, а также приверженность единой палитре, позволили визуально связать решетку и храм, а следовательно создать целостный архитектурный ансамбль.
А сейчас мы предлагаем вам пройти через ворота, где красуется вензель Александра III, и зайти на территорию Михайловского сада. Вензель находится здесь из-за того, что в 1895 году после смерти Екатерины Михайловны, владелицы Михайловского дворца, ее наследники продали здание и окружавшие его территории в казну. Находившийся тогда на престоле Николай II повелел открыть во дворце Музей русского искусства имени своего отца — императора Александра III.