Санкт-Петербург,
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00
+7 812 703-82-10
единый номер
Московский пр. 111 / 10.00 - 22.00,
Чайковского 10 / 10.00 - 20.00

Михайловский сад

Михайловский сад и Третий Летний сад

Напротив выхода из Летнего сада вы видите Михайловский замок, а справа, на другой стороне Садовой улицы, — Михайловский сад. Весь этот участок, а точнее территория от Фонтанки до канала Грибоедова, и от реки Мойки до Итальянской улицы, в XVIII веке называлась Третьим Летним садом. Его Петр I подарил своей супруге Екатерине I, с тем, чтобы разбить парк и построить личный дворец императрицы. Мы мало знаем об устроенных здесь екатерининских Золотых хоромах, но можем сказать, что это было небольшое здание, увенчанное золоченым шпилем. В 1740-е годы главный барочный архитектор Петербурга — Франческо Бартоломео Растрелли — возвел на территории Третьего Летнего сада деревянный дворец на каменном основании. Он располагался на том месте, где сейчас стоит Михайловский замок. Изначально здание строилось для Анны Леопольдовны — правительницы-регентши при своем сыне Иване VI. Она занимала престол чуть больше года и была свергнута в ходе дворцового переворота Елизаветой Петровной. Новой императрице спроектированный Растрелли дворец понравился и его строительство и отделка были завершены уже при новой власти к 1745 году.  

Эта летняя резиденция императрицы была внушительных размеров, посудите сами: 160 комнат, залы и галереи, домовая церковь внутри. Здание было богато украшено скульптурой богов и богинь, а также военной атрибутикой. У дворца было два главных входа: со стороны Летнего сада к нему был перекинут мостик, а также были разбиты фигурные цветники и устроены фонтаны. А со стороны Невского проспекта два симметричных крыла дворца окружал большой внутренний двор. Дворец Елизаветы Петровны I, как и предшествовавшие Золотые хоромы ее матери, не дошел до наших дней. На месте летнего дворца дочери Петра Павел I построил свой Михайловский замок.

Парк, окружавший все эти резиденции, многократно менял свой вид. От первоначального плана до наших дней дошли только отдельные деревья и расположение некоторых аллей. Изначально в Третьем летнем саду росли плодовые деревья, стояли оранжереи для экзотиеских растений вроде бананов и ананасов, был бассейн с фонтаном и фигурно подстриженные деревья. Затем в части, которая сейчас называется Михайловским садом, а тогда сад звался Шведским, разбили питомник для деревьев и устроили охотничьи угодьях. Для царской забавы сразу на месте содержали зайцев и оленей. Ближе к середине XVIII века появилось несколько прудов и сад стал больше походить на другие известные барочные резиденции блистательных времен Елизаветы Петровны. 

Эта территория приобрела современный вид в XIX веке после череды крупных строек. К 1801 году был закончен Михайловский замок, который стал императорской резиденцией лишь на миг. Сейчас территорию Михайловского замка от Михайловского сада и дворца отделяет Садовая улица. Это одна из старейших магистралей города, названная так потому, что в XVIII веке вдоль нее возводили усадьбы с садами и огородами. Тогда улица была гораздо короче, чем сейчас. Изначально она шла от Невского проспекта до Апраксина переулка. Со временем улица удлинялась, а участок от Невского проспекта до Марсова поля проложили в 1820-е годы. До этого времени никаких магистралей на территории Третьего Летнего сада не было. Улица отделила территорию Михайловского замка, от участка, отведенного под Михайловский дворец. 

Михайловский дворец возвели при Александре I, для младшего брата императора, сына Павла I, Михаила Павловича. Резиденция Великого князя должна была иметь свой собственный сад, он-то и занимает участок от северного фасада дворца до набережной Мойки, от Садовой улицы до «Спаса на Крови». За облик всей резиденции великого князя отвечал Карл Росси, поэтому и дворец и сад были исполнены в классической манере. В саду на набережной был возведен павильон Росси, который вы видите, если двигаетесь вдоль Мойки. Трехчастное сооружение с открытой центральной галереей и двумя кабинетами, а также пристанью, использовалось для отдыха во время прогулок по саду.

Предлагаем вам пройти до «Спаса на Крови», чтобы со стороны собора полюбоваться оградой Михайловского сада, а затем попасть на его территорию.

 

Михайловский сад. Решетка Михайловского сада

1 марта 1881 года на берегу Екатерининского канала был убит император Александр II. Его сын и наследник, Александр III решил возвести храм на месте трагедии. Для этого требовался участок внушительных размеров. Дороги вдоль Екатерининского канала было недостаточно, она была узкой и зажатой между каналом, который сейчас назван в честь Грибоедова, и Михайловским садом. На тот момент Михайловский дворец и сад при нем были частной резиденцией и принадлежали дочери первого хозяина — великой княгине Екатерине Михайловне. Она пожертвовала значительной частью сада и на безвозмездной основе передала участок со стороны Екатерининского канала под строительство храма. На этом месте архитектор Альфред Александрович Парланд и архимандрит Игнатий спроектировали и построили собор «Спас на Крови». Собор был завершен к 1907 году, к этому же времени по проекту Парланда была возведена решетка Михайловского сада. Расскажем немного об ее истории, символизме отдельных деталях и декоративном решении.

Альфред Александрович Парланд при проектировании собора опирался на русскую архитектуру и искусство XVII века, в том числе обращался к различным флоральным орнаментам. В результате, внутреннее убранство «Спаса на Крови», а именно настенные мозаики, каменные барельефы и металлические украшения изобилуют стилизованными изображениями цветов и растений. И если снаружи кажется, что экстерьер собора имеет мало общего с решеткой сада, то ощущение стилистического единства можно почувствовать, посмотрев на интерьер храма. Вам не обязательно заходить туда, ниже мы пришлем несколько изображений отдельных деталей декора. И вы своими глазами увидите, что они не только стилистически связаны с кованной оградой, но и делят с ней общие флоральные мотивы. 

Посмотрите на кованые металлические цветы ограды, будто сплетенные между собой. Большинство из них — это цветки пассифлоры. В России это растение называют страстоцветом. В европейской традиции этот цветок символизирует последние часы жизни Иисуса Христа и орудия страстей, которыми пытали спасителя. Например, тройное рыльце из-за формы связывают с гвоздями, которыми Иисуса пригвоздили к кресту. Тычинки в зависимости от вида пассифлоры могут быть красноватыми и символизируют окровавленный терновый венец. Заостренные кончики листьев — это копье, которым Иисуса пронзил один из стражников. Усики — это кнуты, ими бичевали Христа. Пять пыльников (это части тычинки, которые содержат пыльцу) — это пять ран христовых. Кроме того 10 лепестков символизируют 10 апостолов, не предавших и не отвернувшихся от Иисуса Христа, а белый цвет — невинность спасителя. Если знать символическое значение пассифлоры, то выбор цветка для ограды и внутреннего убранства храма покажется совершенно неслучайным. Также отметим, что «Спас на Крови» — это народное название храма, а его официальное название — Храм Воскресения Христова.

А теперь перейдем от отдельных деталей к общему виду решетки. Обратите внимание на сложность узора ограды. В Петербурге мы привыкли к решеткам, созданным на пике популярности классического стиля. В их число входит, например, решетка Летнего сада. Ее, как и ее современников, отличает сдержанность, симметричность, ритмичность построения. А тот металлический узор, на который вы сейчас смотрите, совсем не похож на благородные творения XIX века. Дело в том, что он принадлежит к другой стилистической эпохе — модерну, которому свойственна увлеченность флоральными мотивами, вдохновение природными изгибами и стремление отойти от четко выверенной симметрии. Воплощение такого сложного узора в металле было поручено одной из самых известных и модных контор Петербурга — заводу Карла Винклера. На этом предприятии изготавливали как небольшие вещицы из художественного металла для украшения комнат, так и исполняли крупные заказы. Например, завод Карла Винклера создал ограждения балконов, лестниц и лифтовых шахт для дома Зингера, металлический декор для магазина купцов Елисеевых и ограду Большой хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте.

Металлические детали ограды Михайловского сада чередуются с облицованными кирпичом столбами. Это такой же кирпич, который использовался для строительства храма. Столбы стоят на гранитном цоколе, их базы и капители вырезаны из эстляндского мрамора. Из этого же мрамора сделаны декоративные аркады, колонки и кокошники, украшающие окна на фасадах храма. Использование одних и тех же материалов для ограды и храма, а также приверженность единой палитре, позволили визуально связать решетку и храм, а следовательно создать целостный архитектурный ансамбль.

А сейчас мы предлагаем вам пройти через ворота, где красуется вензель Александра III, и зайти на территорию Михайловского сада. Вензель находится здесь из-за того, что в 1895 году после смерти Екатерины Михайловны, владелицы Михайловского дворца, ее наследники продали здание и окружавшие его территории в казну. Находившийся тогда на престоле Николай II повелел открыть во дворце Музей русского искусства имени своего отца — императора Александра III.

 

Михайловский сад изнутри

Внутри сада интересно посмотреть несколько мест. Прежде всего предлагаем вам прогуляться к павильону Росси, который стоит на берегу Мойки и насладиться не только архитектурой павильона, но и видом на реку и Марсово поле. А пока мы скажем пару слов о ландшафте. 

Сад проектировал архитектор Карл Росси. До него за дизайн этой части Третьего летнего сада отвечал Франческо Бартоломео Растрелли. При Растрелли здесь были устроены геометричные аллеи и выкопаны прямоугольные пруды. Росси частично сохранил планировку, созданную предшественником, изменив при этом вид некоторых объектов. Например, берег прудов, находящихся в дальнем правом углу сада, получил более природные естественные очертания. Два других пруда, вырытых в середине XVIII века в самом центре, были засыпаны. На их месте появился Масляный луг — это большая зеленая лужайка перед крыльцом дворца. Это изменение, как и другие нововведения Росси были сделаны для того, чтобы придать саду вид английского парка — а, значит, более естественный вид, напоминающий нетронутый человеком лес. Кроме павильона на берегу Мойки, со времен Росси сохранился еще Чугунный мостик. Он находится как раз в дальнем правом углу парка (от «Спаса на Крови»). Его ажурные решётки чуть было не утратили, когда из-за перепланировки парка высохли пруды, поэтому водоемы засыпали вместе с мостом. Только балюстрада частично торчала из земли. За многие годы конструкции моста сильно пострадали, так как не было надлежащего ухода и ремонта. После 1998 года, когда сад перешел в ведение Русского музея, началась масштабная реконструкция. В результате были восстановлены пруды, возобновлено их питание водой, а также открыт и отремонтирован мостик.

Мы мало знаем о том, что происходило в Михайловском саду пока он был частной собственностью. Да и свидетельств о жизни сада после его приобретения государством и до октябрьской революции немного. Зато у нас есть информация о Михайловском саде в советский период. 

Прежде всего нужно сказать, что в советское время отношение ко всем общественным пространствам было крайне идеологизировано. Для нового советского человека необходимо было создать не только хорошие условия труда, но и условия для отдыха. Тогда началось строительство санаториев, курортов, домов культуры, а также устройство новых парков и переоборудование уже имеющихся. Парки разбивали на сектора, каждый из которых выполнял свою функцию. Например, чтобы заниматься развлекательной и обязательной полит-просветительской деятельностью строили сцены и места для зрителей. В другой части парка, отведенной под спортивные занятия, устанавливали турники, снаряды и оборудовали площадки для игр. Предполагалось, что советский человек должен быть подтянутым и сильным в том числе и для того, чтобы уметь постоять за свою родину. Поэтому такие парковые зоны носили название участков для спортивной и военной подготовки. Государство заботилось и о детях, для них строили игровые площадки.

В 1935 году Михайловский сад был переименован в сад имени МОПРа. МОПР — это международная организация помощи борцам революции, созданная в 1922 году для помощи революционерам из других стран и поддержки их семей. МОПР открывал свои отделения по всему земному шару и служил идее мировой революции. В 1930-е годы сад стал советским не только по названию, но и по наполнению. Здесь устроили все те необходимые любому советскому парку зоны для воспитания идеального гражданина: детскую площадку, эстраду и спортивную зону. В разное время на территории сада находился каток и теннисный корт.

В 1920–1930-е годы в Михайловском саду нашли приют три скульптуры. Во-первых, здесь долгое время хранилась конная статуя императора Александра III, созданная Паоло Трубецким и предназначенная для установки на площади перед Московским вокзалом. Она простояла на площади недолго, вскоре после октябрьской революции ее демонтировали. В 1939 планировали переустройство сада МОПРа и хотели установить здесь конную статую царя. Ее привезли и положили на бок в ожидании монтажа. Но в планы вмешалась война и было уже не до устройства парка и возведения скульптур. Чтобы защитить скульптуры во время войны, их снимали с постаментов и закапывали под землю. Но закопать такую громоздкую вещь было сложно, поэтому ее засыпали землей, укрепили бревнами и засеяли травой. Эти защитные сооружения спасли статую царя от снаряда, он разрушил конструкцию, но не повредил экспонат. Под землей памятник пролежал до 1953 года, тогда его извлекли из-под земли, затем перенесли во внутренний двор Русского музея, а теперь вы можете его видеть во дворе Мраморного дворца.

Другая скульптура появилась в Михайловском саду в 1929 году. Это была работа молодого скульптора Александра Соловьева, только что прибывшего в Ленинград для обучения в Академии художеств. Соловьев приметил высохший дуб у павильона Росси и попросил у администрации разрешения сделать из него скульптуру. В итоге получился многоярусный истукан, символизирующий освобождение народа от угнетения. Статуя простояла в Михайловском саду до 2003 года, так что старожилы могут ее помнить. 

Другое детище советского времени — скульптура «Ленин и дети», установленная в Михайловском парке в 1934 году, около детской площадки. Она представляла из себя изображение Владимира Ильича, сидящего на скамейке и ведущего беседу с пионером, а рядом с ними стояла девочка с мячом. Ленин и дети — это распространенный в литературе, кино, живописи и скульптуре сюжет, представляющий вождя революции добрым и мудрым другом всех советских детей — будущих строителей коммунизма.

Современный вид Михайловский сад приобрел после реконструкции 2000-х годов. Здесь не стало ни корта, ни катка, ни эстрады, а вот детская площадка осталась, хоть и стала сильно меньше, чем была при Советах.

Сейчас мы предлагаем вам пройти к выходу из Михайловского сада на Садовую улицу, перейти дорогу к Михайловскому замку и пройти от замка до Манежной площади. Присаживайтесь на скамейку в сквере и включайте следующую аудиозапись.